Главная    

Новости | Помощь | Список | Поиск



Название игры: Львы Нормандии

Список блоков:
   Общие правила, разное
   Религия
   Сопутствующие материалы
   Боевка
   Фортификация
   Штурмы, Осады
   Пожары, поджоги
   Плен
   Медицина, лекари
   Ранения
   Страна мертвых
   Экономика

Блок: Общие правила, разное

Вверх

Правила ролевой военно-исторической игры “Львы Нормандии” (“Le Lions de Normandie”)

“ Benidictus dominus Deos meos,qui docet manus meus ad proelum, et digitos meus ad bellum ”
(“Благословен будь Господь Бог мой, который учит руки мои сражаться, и пальцы мои - воевать”)
Рыцарская молитва

Ориентировочные сроки проведения- 8 - 11 мая 1997 года
Место проведения - берег р. Ора ( станция Льниха под Новосибирском, “Новый полигон”).
Оптимальное количество участников - 200 человек.
Организационный взнос - 15 рублей.
Структура игры - “Игра без мастеров”

МАСТЕРСКАЯ ГРУППА
Зевлевер Вадим (Макар) - главный.
Ермолаев Юрий (Рёрик) - общая поддержка.
Назаров Данил (Атли Болотная Лихорадка) - координатор.
Семиколенов Андрей - координатор.
Дегалевич Андрей (Лысенький) - художник-оформитель.

Друзья – единомышленники,
Сохраняя трёхлетние традиции, в районе празднования 9 мая под г. Новосибирском состоится ролевая историческая игра – реконструкция, моделирующая Нормандию XI века “Львы Нормандии”.
Осмелимся заявить, что из старых традиций в четвёртой игре останутся только сроки проведения (теоретически 6 – 9 мая 1999 года, плюс – минус день – два) и “новый” полигон на станции Льниха (там уже проводились “Завоевание Британии” в 1998г. и “Иду на ВЫ” в 1997г.).
В остальном, четвёртая новосибирская историчка шагнёт на более высокий уровень, как по организации схемы проведения игры, так и по уровню подготовки и требований к игрокам. Теоретически, игра будет являться отголоском величайшего игрового события 1998 года – “Волков Одина”, причём предполагается непосредственное участие в подготовке к игре людей, напрямую повинных в появлении “Волков”.

Девиз инициаторов создания игры
“Давайте вместе сделаем хорошую историческую игру. Поехали жить в XI веке!!!”.
Схема проведения игры близка к “Завоеванию Рая” и “Волкам Одина” (“Игра без мастеров”) с небольшими нюансами, о которых будет заявлено в правилах.
Особое внимание – на историчность внешнюю и, особенно, внутреннюю. Надеемся, вы понимаете, что трудно будет мыслить понятиями XI века, не имея соответствующего костюма, и не зная хотя – бы азов истории этого периода. Бронедвери “пропускаются” только в том случае, если они представляют собой деревянные каплевидные щиты. Наиболее опасные, неэстетичные и неисторичные образчики вооружения, вероятно, придётся изъять у владельцев и аккуратно хранить до окончания игры.
Количество и качество исторической литературы по периоду проведения игры позволяют нам сделать всех капитанов команд и значимых личностей в их командах персонажами историческими. Каждому мы сообщим всё, что нам известно об этом персонаже и его характере.
Из организационных моментов обещаем торжественное вручение знамени игры лучшей команде игры, рабочее обсуждение боевых правил с капитанами всех прибывших команд, вероятное поощрение самой “экологичной” команде, красивый парад, постоянно действующую ярмарку, где можно будет приобрести за пожизненные деньги по доступным ценам оружие, соответствующее нормам истории, безопасности и эстетики (это особенно важно будущим несчастным обладателям изъятого оружия).
Желающим немедленно побиться будет предоставлена таковая возможность: игра начинается с турнира, который в XI веке представлял собой традиционные бои “стенка на стенку” и лишь изредка включал в себя поединки. Мы надеемся, что на турнире самые заядлые рубаки “спустят пар” и непосредственно на игре уделят больше внимания менталитету, быту, поведению, нежели поиску поводов подраться.
Мы предполагаем разместить на игровом полигоне непосредственно Нормандию, Анжу, Фландрию, Бретань и, может быть, Пиккардию.
Ориентировочное число участников игры - 200 человек, приглашенных по принципу качества, а не количества. Собственно говоря, если Вы получили сие послание, значит, авторы игры относят Вас к разряду ролевиков, которым не чужда историческая реконструкция, и надеются на Ваш приезд.
География приглашенных: Санкт – Петербург, Москва, Курган, Омск, Томск, Новокузнецк, Кемерово, Красноярск, Ухта, Барнаул, Новосибирск.
Если уже сейчас, до выхода правил, у Вас появились вопросы и предложения, мы с радостью их выслушаем и обязательно ответим.
Зевлевер Вадим (Макар) тел. дом. (383-2) 733-736
Ермолаев Юрий (Рёрик) E-mail: erm@nparfum.nsk.su

ИГРОВАЯ НОЧЬ
Ночь на игре будет, одновременно, и игровой, и не совсем. Система “Игровая ночь - сон” заимствуется мастерской группой у небезызвестных авторов игры “Завоевание Рая” и непосредственных изготовителей игры “Волки Одина”.
Итак, всё, что происходит с 23-00 до 6-00, считается СНОМ персонажа.
Во сне может случаться всё, что угодно. Любые деяния. Любые слова.
Всё, что произойдёт во сне должно соответствовать одному - нормальному человеческому поведению.
Разумеется, не следует воровать оружие и знамёна во время сна - не будем путать сны с лунатизмом.
Во сне можно продолжать играть, заключать союзы и плести интриги, не нарушая состояния погружения игроков в эпоху Вильгельма. Наутро все, кто о чём - либо договаривался во сне (ночью), могут сойтись и подтвердить договора, заключенные ночью.
Во сне Вас могут убить. Умирать или не умирать поутру - решать уже убитому во сне. Поскольку боевые действия теряют всякий смысл, то не стоит махать оружием с 23-00 до 6-00. К тому же, это явно небезопасно.
Спокойной ночи.
И пусть Вам приснится что-нибудь хорошее...

Исторические сведения.

Костюмы и защитное вооружение.
Поскольку на дворе 1052 год (то есть, ещё не окончилась эпоха викингов), то мы предполагаем, что одежда в это время не особенно отличалась от одежды прошлого столетия. В силу этой причины, мы коснёмся лишь особенностей, отличавших одежду севера Франции от скандинавских образцов, знакомых многим из игроков по предыдущим историческим играм.
Одежда простолюдинов ничем не выделялась: рубахи простейшего покроя, аналогичные штаны, плащи с капюшоном или без него, обувь - кожаные тапочки. К этому можно добавить капюшоны с оплечьем и “хвостом” (так называемая “дудка”) и рубахи с рукавом до локтя (блио), защищавшие от холода и ветра. Всё это изготавливалось, чаще всего, из шерстяных тканей неярких расцветок (недорогих по тем временам).
Дворянский гардероб был побогаче. Северофранцузская мода подразумевала очень длинные рубахи (вплоть до середины голени), украшенные тесьмой, блио, также украшенные, кафтаны (та же рубаха, но застёгивающаяся спереди на деревянные или костяные пуговицы). Обувь - сапоги и шапочки. Особым писком моды были тапочки с меховой оторочкой и свисающим набок суконным верхом (наподобие колпака). У верхней рубахи (чаще у кафтана) рукава делали весьма широкими.
Покрой штанов был незамысловатым, ибо их было все равно почти не видно под длинным подолом. Всё же стоит сказать, что штаны были весьма неширокие (но не в обтяжку).
Простые, как у викингов, плащи застёгивались на одну или две фибулы.
Всё это изготавливалось из ярких, дорогих тканей, чаще всего гербовых цветов.
Особо не разбираясь в хитростях женской одежды, предлагаем вниманию прекрасных дам иллюстрации, имеющиеся в приложениях к данным “Правилам”.

Геральдика.
Эта неотъемлемая сторона европейского феодализма в XI веке только набирала свою силу, имея корни в эпохе викингов, когда каждый мало-мальски уважающий себя хёвдинг (или ярл) имел свой стяг, эмблему.
Гербы феодалов в это время были ещё достаточно простыми (см. обложку настоящих “Правил”). Чаще всего, это была эмблема определенного цвета на поле другого, тоже определенного цвета. Другой основной вариант - сочетание двух (реже трёх) цветов поля без эмблемы.

Приводим основные геральдические цвета и эмблемы:

Цвет (финифть)
Красный - мужество, храбрость
Зелёный - свобода
Синий - красота
Чёрный - печаль, скромность
Пурпурный - благородство

Металлы
Золото (жёлтый) - богатство
Серебро (белый) - непорочность, честность.
Нужно отметить, что, по имеющимся законам, металл не должен был накладываться на металл, а финифть на финифть. (Не могло быть таких гербов: золотой лев в серебряном поле или черная башня в синем поле.)

Смысл основных эмблем:

1. Леопард – сила, власть
2. Лев – сила, власть
3. Волк – злость
4. Лира – воспевание Бога
5. Змея – мудрость, вечность
6. Пчелы – трудолюбие
7. Звезда – надежда
8. Раковина – странствия
9. Чертополох – спокойствие духа
10. Вол (бык) – трудолюбие, упорство
11. Лилия – символ богоматери
12. Якорь – незыблемость принципов
13. Рыбы – память о крещении
14. Конь – быстрота
15. Вепрь – ярость
16. Дельфин – быстрота
17. Единорог – непорочность
18. Орел – смелость
19. Трилистник – троица
20. Башня – несокрушимость


Защитное вооружение в XI веке также имело ряд особенностей.
Кольчуга в это время стоила безумно дорого, и даже не всякий рыцарь (шевалье) мог позволить себе такую роскошь. Те, кому не доставало средств на приобретение кольчуги, носили либо наборные чешуйчатые брони, либо кожаные стёганки, качественно выполненные, нередко с металлическими вставками.
Рыцари могли носить наручи, склёпанные из металлических полос, либо просто из толстой кожи. Аналогично обстояло дело и с поножами. Очень модно было защищать ноги ниже колен крестообразной обмоткой из кожаных ремней - очень красиво и практично.
Самым распространенным шлемом был сфероконический, с большим, трапециевидным наносником, и, нередко, назатыльником. Достаточно часто можно было увидеть и простой круглый (сферический) шлем. Разнообразные маски, защищавшие лицо, появились позднее. Щиты - каплевидной формы, либо, слегка устаревшей, - круглой.
Простолюдины, отправлявшиеся на войну за своим господином, бронировались куда скромнее. Брони из толстой кожи. Кожаные же шлемы. Броня могла быть усилена железными пластинами. Шлем тоже мог быть железным, почти всегда круглым. Простой воин носил наручи и, подражая дворянам, мог обматывать ноги ремнями.
Кольчуга стоила столько, что даже десять крестьян вскладчину не могли бы её купить. Щиты простолюдинов были почти всегда круглые, часто небольшого диаметра.


Исторический очерк

Попробуем бросить взгляд на девятьсот с лишним лет назад...

Север Франции. Графство Бретань, графство Анжу, графство Пиккардия, графство Фландрия, могучее герцогство Нормандия. Последнее, как известно, было основано легендарным норвежским ярлом Рольфом. Он добился подарка от тогдашнего короля Франции Карла Простого - земли с центром в Руане в наследственное владение. Было это в 911 году. С тех пор прошло более ста лет. Потомки прежних викингов давно офранцузились, переняли все европейские обычаи, структуру общества, рыцарство, вассалитеты и т.п. От жителей других провинций Франции нормандцы отличались (как свидетельствуют хроники) лишь большей свирепостью в бою, что историки любят объяснять кровью викингов, текшей в нормандских жилах. Может, так оно и было... Не будем обсуждать этот вопрос.
Обратимся к событиям, происходившим в то время на севере Франции.
Будущий герцог Вильгельм (Гийом) родился в 1027 году. Он был внебрачным сыном Роберта, прозванного “Дьяволом”. Мать Гийома, дочь дубильщика кож из Фалейса, звали Арлетта.
В 1035 году, когда Роберт умер, Вильгельму было всего 8 лет. Последующие 12 лет стали временем разгула и анархии своевольных баронов. Они боялись Роберта Дьявола, но нив грош не ставили его юного сына. Однако уже в 1043 году молодой герцог впервые повёл в бой своих верных вассалов против мятежных баронов. В 1047 году противостояние герцога и баронов, не желавших ему подчиняться, достигло апогея. Король Франции Генрих (Анри) I, изъявил желание помочь герцогу Нормандии, своему вассалу, и привёл войско. В большой битве под Валь - и -Дюном, недалеко от города Каен, войска герцога и короля нанесли поражение войску мятежников. Эта победа весьма укрепила положение Вильгельма.
Король же начал вести коварную, двойную политику. Официально он выступал на стороне герцога, а втайне подбивал графа Анжуйского Жоффруа (прозванного “Мартелл”, то есть “Молот”) на войну против Нормандии. В 1049 году граф Анжуйский захватил замок Алансон в одноименной провинции. Вильгельм привёл войско к стенам замка и вскоре взял его штурмом. В этом же году герцог взял замок Домфрон, принадлежавший Анжу. Граф Жоффруа отступил к Анжеру и военные действия на время прекратились. Однако граф Анжуйский не сложил оружия, а обратил его против вассалов короля: он разбил войска графов Шартра, Шампани, Гиени и Пуату. После этого король Генрих обратился герцогу Вильгельму за помощью, сказав при этом Сен - Полю, графу Пиккардийскому, -“Пусть нормандский волк поможет мне убить анжуйскую лису!”
После целой серии сражений и штурмов (Меуль, Маненден, Пуантель) герцог снова взял верх. Опять в войне наступил перерыв... до поры, до времени...
В 1051 году герцог Вильгельм нанес визит английскому королю Эдуарду Исповеднику. Два властителя неплохо поладили, ибо король Англии весьма уважал могучего герцога, да и в целом к нормандцам относился с большой симпатией. Многие историки утверждают, что именно во время этой поездки Вильгельма король Эдуард пообещал завещать ему английскую корону, что и побудило Вильгельма 15 лет спустя отправиться в Британию с войском и взять то, что ему было обещано. Что ж, возможно, так оно и было. Но в этот момент Вильгельма волновали другие проблемы.
Незадолго до поездки герцога в английском городе Дувр произошла кровавая стычка между местными жителями и людьми Его Светлости графа Эсташа Булонского, окончившаяся гибелью нескольких нормандцев и местных жителей. Король Эдуард выплатил герцогу виру (!?), а также отправил одного из свих приближенных (мелкого дворянина Эдгара из Марвелла) в Руан в качестве заложника хороших отношений. Можно смело утверждать, что подобная политика Эдуарда вряд ли добавила англосаксам любви к нормандцам. Не приходится говорить и о падении популярности самого короля у его народа. Однако, оставим Англию, пресечем Ла Манш вслед за герцогом и посмотрим, чем занимался по возвращении домой сей могучий муж.
В 1052 году в Лилле, на звонком пиру, он впервые увидел Матильду, дочь графа Бодюэна Фландрского, хозяина пира. Матильда была родовита (по материнской линии её род восходил к Альфреду Великому), что для Вильгельма Бастарда имело немаловажное значение. Пропустив далеко не гладкие перепитии этого любовного романа, назовём главную помеху для брака Вильгельма и Матильды: по отцовской линии своенравная дочь графа Фландрии приходилась герцогу кузиной и, таким образом, с католической точки зрения, стать его женой не могла. Именно за этот факт ухватился недоброжелатель герцога архиепископ руанский Може. Однако игра, затеянная коварным церковником, была им вчистую проиграна. Приор аббатства Ле Бек, мудрый советник Вильгельма Ланфранк, лично отправился в Рим и в доверительной беседе убедил приближенного Папы Римского Николая II кардинала Гильдебранда, дать разрешение на этот брак.
В 1053 году состоялась пышная свадьба. Впоследствии Матильда родила герцогу четырёх сыновей, один из которых, Робер, унаследовал земли Нормандии, а другой, Гийом Рыжий, стал английским королем.
В этом же году французский король Генрих совместно с Жоффруа Анжуйским в открытую выступил против Нормандии. Однако и эти могучие силы были побеждены Вильгельмом, которому удалось убедить своих пылких вассалов не бросаться в бой, очертя голову, а, заманив короля вглубь Нормандии, заставить его растянуть свои войска, и разбить их по частям. После этого герцог обратил свою армию против Анжу, взял замки Амбре, Анжевен, Мортимер (в 1054). Однако, окончательно разбить анжуйцев было трудно. Война за спорную провинцию Майен с одноименным замком во главе, шла ещё восемь лет, и лишь в 1062 году закончилась, наконец, очередной победой герцога Вильгельма. Майен был присоединён к Нормандии.
В 1065 разразилась война с Бретанью. Вильгельм победоносно завершил её в одну кампанию, взяв крепость Динан. Граф Конон Бретонский принёс герцогу клятву верности.
Все вышеизложенные события происходили на фоне всевозможных интриг, попыток покушений на жизнь герцога (например, в 1046, когда Вильгельма предала собственная стража), своеволия баронов, многие из которых не очень то хотели выполнять свои вассальные обязательства. Например, Вальтер де Ласи пренебрёг призывом Вильгельма в 1053. Но были и верность вассалов и просто друзей герцога, готовых ревностно сражаться за его амбиции, подчас не рассчитывая на награду (как его вернейший оруженосец Рауль де Харкорт, или умудренный годами Барон Тюренн). Персонажи, игравшие на сцене этого грандиозного театра были под стать эпохе: мудрый Вальтер Жиффор; барон Лонгвиль, любивший путешествовать; его друг барон Юг де Гурне, большой скептик; виконт Контантена Ниль де Сен - Совер, сражавшийся за Анжуйского Молота, но, в конце концов, принявший сторону Вильгельма; свирепый и несдержанный барон Гиййом Мулине де ла Марш, один стоивший десяти; славный Юг де Гранмешиль, один из лучших бойцов - поединщиков Нормандии; простые рыцари Ив де Беллемон; Жильбер д? Оффе; Ральф де Тени; герцогский шут Гале, большой остряк; фламандцы во главе с бароном Бодюэном и его мудрой супругой Аделью; славные рыцари де Кюрсей; Сонбрюи; де Ланда; отважные бретонцы, такие, как Ален Фержен; хитрые пиккардийцы Ральф де Мондидье и Анри де Ферье; и, конечно же, неистовый Жоффруа Анжуйский со своими верными рыцарями - сыновьями Жоффруа Бородатым и Фюльком де Решеном; и многие, многие другие...
Попробуем снова открыть давно опустившийся занавес и сыграть эту блестящую пьесу снова. Как великий режиссёр по имени Судьба распорядится на сей раз, полагаю, не ведомо никому. Что ж, нам думается, что так будет ещё интереснее.

Этика раннего средневековья.

Обычаи и традиции.

“С криком “Тюри!” Тессон подъехал к Вильгельму. Накидка развевалась на ветру, а в правой руке он держал перчатку. Он резко осадил коня.
- Салют, герцог Нормандский! - вскричал он. Тессон не отводил взгляда от герцога, и никто с уверенностью не мог сказать, произнёс ли он приветствие с издёвкой, или нет.
- Что ты хочешь от меня, Рауль Тессон? - спокойно спросил Вильгельм. Тюрренский барон подъехал ближе. Герцог сидел неподвижно, но Рауль (оруженосец герцога - В.З.), с тревогой наблюдая за происходящим, положил руку на рукоять меча.
- Вот что! - проговорил Тессон и перчаткой ударил Герцога по щеке. - Дело сделано! - грубо рассмеялся он.
Люди герцога неодобрительно зашумели, послышался лязг мечей. Кое - кто выехал вперед, но герцог взмахнул рукой, делая знак остаться всем на местах. Он не сводил взгляд с лица Тессона.
Тессон безразлично бросил взгляд на разъяренных рыцарей и посмотрел на Вильгельма.
- Я сдержал свою клятву, - произнёс он звонким голосом, который было слышно далеко вокруг. - Я поклялся нанести Вам удар, где бы я Вас не встретил. Отныне, монсеньор, я не буду делать Вам ничего плохого и не подниму на Вас меча. - Взмахнув рукой, он развернулся и уехал к ожидавшим его людям. Герцог рассмеялся.”
Эта цитата, выдержанная из книги Жоржетт Хейер “Вильгельм Завоеватель”, говорит о многом. Во - первых, следует отметить, что барон Тюррен совершил этот поступок на поле, перед сражением при Валь-эс-Дюне, в котором принял со своими людьми участие на стороне герцога и, надо сказать, немало способствовал его победе. Во-вторых, выходка барона напоминает о том, рыцари любили связывать себя обетами, которые, с точки зрения здравого смысла, могут показаться полным идиотизмом. Чтобы этого не происходило, нужно попробовать погрузиться в тип мышления и мироощущения той эпохи (в той или иной степени).
Возьмём на себя смелость утверждать, что менталитет викинга был одной из составных частей рыцарства. Рыцари раннего средневековья по своим идейным установкам походили на викингов, но впоследствии рыцарский идеал был значительно облагорожен. Сразу оговоримся: известно немало случаев, когда рыцари нарушали принятый в их среде кодекс чести. Но эти случаи воспринимались именно, как нарушение, отступление от общепринятых норм. С другой стороны, известны и обратные ситуации. Иногда рыцарь столь заботился о своей чести, что ради соблюдения её законов готов был рискнуть успехом своего дела. Для викинга это не характерно. Он, конечно, предпочитал отомстить за оскорбление “благородным образом”, но главным для него было - всё таки свершить задуманное. Иными словами: за благородство в бою или на поединке викинг заслуживал похвалы, но при отказе от такого благородства он, всё же, не заслуживал упрёка. Оценка и самооценка рыцарских поступков была противоположной. Если перед рыцарем вставала дилемма: балгородно держаться на поединке и проиграть его, либо победить, использовав “запрещённые приёмы”, то, чаще всего, он без колебаний выбирал первое.
Пожалуй, всё это и было той почвой, на которой воспитывалось “чувство чести”, вливавшееся, с одной стороны, в сословную спесь и гордыню, а с другой, - действительно формировавшее личность, характер и, в конечном счете, общественные отношения.
Конечно, рыцарский идеал был во многом ограничен. Подчас, в боевых условиях, рыцарская этика (с её товарищеским отношением к врагу, отказом от использования преимуществ, излишним риском для демонстрации собственной храбрости) оказывалась просто самоубийственной.
Неважно, насколько реальный рыцарь соответствовал идеалу. Этот образ был чем-то вроде путеводной звезды, указывающей направление.
Приведём примеры некоторых “рыцарских ситуаций”.
В бою с сарацинами (дело происходило в XII веке) рыцарь тяжело ранит неприятеля, который падает с коня. Оруженосец рыцаря добивает раненого.
- Как смеешь ты бить того, кто не может более себя защищать? - вскричал рыцарь.
- Но монсеньор, - возражает оруженосец, - ведь вы только ранили его, но не убили. Вы, верно, хотите, чтобы он вернулся домой и наплодил новых сарацин?
Рыцарь, на мгновение призадумавшись, изрёк: Пожалуй, ты прав, парень.
Здесь в конфликт вступили товарищеское отношение к врагу и отношение к врагу, как к врагу. Каждый рыцарь был вправе выбирать отношение к тому, с кем сражался. Смело утверждаем, что чаще всего к противнику относились не как к врагу. Ведь тот, с кем ты сражаешься, есть средство для достижения славы и богатства. Поэтому рыцари часто и перед боем, и после него, превозносили достоинства противника, всячески расхваливали его умения и храбрость, причём, в большинстве случаев, делали это от чистого сердца. Чем более достойного воина ты одолел, тем больше славы тебе самому.
“- Сдавайся Тьерри! - вскричал барон, замахиваясь на упавшего мечом.
- Сдаюсь тебе, Рене де Лаваль, - проговорил Тьерри. Барон отступил на два шага назад и опустил оружие. Тьерри, нисколько не конфузясь, поднялся на ноги и спрятал меч в ножны.
- Назовите размер выкупа, месье.
- Ах, мой друг, - барон улыбнулся, - вы так славно сражались. Но Ваша вина в том, что лопнули ремни Вашего щита. Не будь я бароном де Лонгвилем, если потребую выкуп с такого героя.
- Вы, несомненно, благородны, - Тьерри поклонился, - Я рад, что удостоился чести скрестить оружие с таким воином, как Вы, барон.
Отсалютовав друг другу рыцари взобрались на коней.”
Отметим, как во время этих галантных расшаркиваний двух достойных сеньоров повёл себя победитель: предпочитая отказаться от выкупа, он сделал шаг для повышения рейтинга (если так можно выразиться) своего благородного имиджа. Кстати, если рыцарь требовал таки с пленника выкуп, то это не считалось чем-то предосудительным, особенно, если победитель в материальных средствах нуждался. А таких дворян было немало.
Дуэльный кодекс того времени был прост. Один рыцарь мог вызвать на поединок другого, будучи оскорблен непосредственными действиями, либо словами, направленными конкретно против него, либо другого лица (дамы, друга, сеньора). В этой ситуации тот, кто намерялся затеять поединок, бросал оскорбителю перчатку к ногам. Это был знак презрения. Поднявший перчатку должен был, по законам чести, вызвать бросившего на бой. Вид боя и оружие выбирал вызванный, о месте и времени договаривались совместно. Роль секундантов выполняли оруженосцы, которые, нередко, тоже сходились в поединке. Дуэлянты, в отличии от викингов, не договаривались при этом, до какого исхода они будут биться. Поединок вёлся либо до смерти одного из рыцарей, либо до ранений, из - за которых рыцарь не мог сражаться. Во втором случае он либо сдавался на милость победителя (частенько требовавшего от проигравшего публичного признания своей неправоты), либо, не вынеся позора поражения, просил себе смерти.. Исполнять или не исполнять такую просьбу - решал победитель. Считалось, что оставив проигравшего в живых, удачливый поединщик одерживал победу более полную, чем в случае смерти противника. Это была победа моральная.
Если викинг опасался быть заподозренным в трусости, то рыцарь должен был вести себя так, чтобы не вызвать подозрений в неблагородстве.
“- Прошу Вас, приятель, - начал сэр Найджел, - скажите нам чистую правду, кто Вы и почему преследуете этого человека с такой жестокой враждебностью?
- Пока я под защитой королевского закона, - ответил незнакомец, - я не вижу причин отвечать любому встречному на большой дороге.
- Рассуждаете Вы не слишком умно, отозвался рыцарь, ибо если Вы действуете по закону, угрожая этому человеку дубиной, то я также буду действовать по закону, угрожая Вам мечом.
Путник с крестом тут же упал на колени, ... и лицо его озарилось надеждой.
- Умоляю Вас, достойный лорд, именем господа нашего Иисуса Христа, - воскликнул он срывающимся голосом, - у меня на поясе мешок, в нём сотня нобилей, и я добровольно уступлю Вам всё, если только Вы прогоните этого человека Вашим мечом!
- Что ты говоришь, низкий мошенник? - надменно ответил сэр Найджел, - Или ты вообразил, что удар рыцаря можно купить, как товар разносчика?”
Этот сэр Найджел из “Белого отряда” Конан - Дойля, хоть и был надменен, но разумен и невозмутим. Дальше последних слов, поставивших путника на место, он не пошёл, решив не вмешиваться не в своё дело. Впрочем, иному рыцарю подобного повода было достаточно для того, чтобы убить дерзкого на месте.
Французская поговорка гласит: “Побей мужика - он тебя приласкает. Приласкай мужика - он тебя побьёт.” Отношения дворян с простолюдинами отличались большим разнообразием. Крестьяне в то время делились на две категории: сервы (зависимые, крепостные) и виллины (свободные, арендовавшие землю у дворян). Заметьте, что в Англии виллинами, наоборот, назывались крепостные. Каждый дворянин мог относиться к собственным крестьянам и слугам как хотел, поскольку они являлись его “имуществом”. Если простолюдина обижал кто - то, то простолюдин жаловался своему господину. Если простолюдина обижал господин, жаловаться было некому. Посему господину старались всячески угождать. Крестьянские же восстания были в эти времена большой редкостью. Предполагаем всё же, что в большинстве случаев господа вели себя достаточно снисходительно, считая ниже своего достоинства сердиться на каких - то там виллинов. Кроме того, если посягали на жизнь и имущество крестьян (особенно во время войны), рыцарь с оружием в руках защищал принадлежавшую ему собственность.
Вассальные взаимоотношения дворянства были, одновременно, и простыми и сложными. Простые (однощитные) рыцари и владельцы замков, не имевшие титула, были вассалами баронов. Бароны - вассалами виконтов или графов, графы - вассалами герцогов. Герцог мог быть вассалом князя или короля. Любой сеньор мог отдавать приказы только своим непосредственным вассалам. Вассалы вассала (арьервассалы) должны были подчиняться тоже лишь непосредственному господину. Вассалитет не был чем - то позорным, но были, тем не менее, и рыцари, не состоявшие в феодальной лестнице. Такие “свободные2 дворяне были совершенно свободны в выборе войн, в которых участвовали и прочее... Однако ж чей - то вассал мог рассчитывать на вознаграждение от сеньора (земля, а то и титул, - цели были различны).
Какие - либо рыцари могли вести себя как истинные “прожигатели жизни”. Имея земли (средство к существованию), они проводили время в поисках приключений на свою ... голову. Тогда их называли “авантюрьерами”. Дуэлировали, провоцируя на это других, ввязывались во всевозможные конфликты, нередко самостоятельно их и создавая. Могли принять участие в войне на любой стороне, желательно, конечно не против собственного номинального сеньора. Кроме того, подобные личности устраивали настоящие погромы в крестьянских поселениях, если захотелось им вдруг еды или чего ещё... Конечно. хозяин деревни, узнав о погроме, вряд ли оставался доволен. Такое поведение запросто приводило к вражде, которая могла закончиться отнюдь не поединком, а вовсе войной. Вообще два феодала, пусть даже и вассалы одного господина, легко (по каким либо причинам) могли устроить меж собой настоящую войну. И даже их сеньору нелегко было замирять их. Конечно, враждующих мирили общие враги: бывали случаи, когда во время осады баронского замка приходило известие о начавшейся войне с соседним графством. Это вмиг мирило враждующих баронов, которые уже совместно выступали против врага своего сеньора.
Культ прекрасной дамы и беззаветного служения ей в это время только зарождался. Но уже бывали случаи, связанные с разнообразными романтическими приключениями. Рыцарь вполне мог обременить себя обетом совершать подвиги в честь возлюбленной, добиваясь её благосклонности и т.д. Те, кому хватало талантов, читали дамам стихи и посвящали песни. А немалое число приспособленных с детства лишь к охоте и войне, могли уповать лишь на то, что даму впечатлит их храбрость и доблесть.
“ - Мы идём на врага, - сказал Ниль де Сен -Совер, а ты, Рауль Тессон?
- Если ты, Сен- Совер, думаешь. Что я стану отступать там, где ты наступаешь, то ты плохо знаешь старого Тессона! - барон взволнованно вскочил на ноги. Обращаясь к герцогу, он громко проговорил:
- Клянусь святым Валерием, я выставлю воинов больше, чем месье Ниль!”
Вероятность остаться не удел при разделе добычи и (что важнее) славы, могла просто взбесить рыцаря и заставит его ринуться в авантюру, в которой он, изначально, принимать участия не желал. (Именно так Рауля Тессона и втянули в поход в Англию в 1066 году).
Законы вассалитета подразумевали в XI веке участие в войне под знаменем сеньора лишь в течении 40 дней в году (по игровым меркам, где - то около трёх часов). Отсчёт срока начинался с момента непосредственного выступления в поход ( а не от момента прибытия в замок сеньора). Если срок истекал во время активных боевых действий, редко находился малодушный, который стал бы требовать от господина выполнения закона. На такого легло бы навсегда клеймо труса и предателя. Но во время нудной осады вассалы имели право “нажать” на сеньора: или завтра же штурм, или разъезжаемся по домам. Именно поэтому затяжных осад почти не было. Осаждённые, между прочим, тоже жили по этим законам (срок мог истечь и у них). Чтобы не торчать попусту по разные стороны стен, неприятели могли решить вопрос очень просто: по взаимной договоренности осаждающие давали осажденным выйти из крепости в поле и построиться. Впрочем, по истечении сорока дней осады, командующий гарнизоном мог просто сдаться: срок истёк, вассальные обязанности выполнены. Сеньор, не успевший прийти на помощь, не имел права предъявлять претензии к сдавшемуся - сам виноват.
Всё остальное, свободное от службы сеньору время, дворяне проводили, как хотели.Наиболее приближенные “тусовались” при дворе сеньора. Кто - то искал приключений. Кто - то пребывал в своем поместье. Охотились, устраивали пиры и небольшие турниры, флиртовали, старались выгодно выдать замуж дочерей и женить сыновей, дружили и враждовали с соседями.
Церковь в XI веке ещё не набрала влиятельности настолько, чтобы серьёзно повелевать судьбами целых государств (как это было в XII - XIII веках), но начало её возвышения у же прослеживалось. Крупные священнослужители, подчас, изо всех сил пытались вмешиваться в политику. Иной раз покровительства какого - либо архиепископа было достаточно серьёзным козырем в руках коварного дворянина. В качестве примера можно привести восстание мятежных баронов в 1047 году, которое возглавили виконт Ниль де Сен - Совер, барон де Ториньи, граф Ги Брионский. Этот последний являлся родственником Вильгельма и, при поддержке епископа Байского Ранульфа де Брикассара, рассчитывал стать герцогом Нормандии. После разгрома этого мятежа при Валь - эс - Дюне, де Брикассар (принимавший в битве самое непосредственное участие) бежал с поля боя со всех ног, опасаясь справедливого гнева герцога Вильгельм


Блок: Религия

Вверх

РЕЛИГИЯ И ЕЕ СЛУЖИТЕЛИ

Римско-католическая церковь

Примат папы в Римской церкви
Известно, что верховный епископ Рима, именуемый чаще “Папой”, является вселенским понтификом церкви и наследует престол от апостола Петра. Таким образом, этот епископ владеет “апостольским римским престолом” и является главой всех христиан, признающих вселенскую “кафолическую” (католическую) церковь.
В 449 году был собран Собор в Эфесе, получивший название “разбойничьего”, на котором монофизиты во главе с Диоскором отстаивали седьмое правило Третьего вселенского собора, по которому запрещается “Составлять или писать или слагать иную веру, кроме определенной в Никее” на Первом вселенском соборе (325 год). Диоскор заявил, что Флавиан и Евсевий (исповедующие греческое течение), являющиеся предстоятелями Константинополя, должны быть низложены, так как отрицают учение о двух природах во Христе (“Он есть и Отец, и Святой Дух”), не содержащиеся в Никейском догмате.
Тогда один из легатов Папы, диакон Иларий, произнес историческое слово: “Опровергается!”
“Опровержение” римского диакона явилось характером западной церкви, ее крайней юридической и законнической формы - юстицией в высшем смысле этого слова. “Опровергаю” - провозглашение принципа против факта, права против грубой силы. То есть церковь следует догматам, установленным лишь Иисусом Христом и апостолами. Следовательно, римский престол уже в третьем веке стоял за неискаженное Учение, которое не могут опровергать люди во вселенских соборах, бывших тогда “еретическими”.
Четвертый вселенский собор (451 год) закончился поражением монофизитов и принятием догмата о двух природах Христа. Постановление Четвертого собора гласит также: “Престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущество, поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению, собравшиеся епископы церквей предоставили равное преимущество Святейшему Престолу Рима, праведно рассудив, что (...) он имеет равные права в церковных делах и великие права как наследующий Учение Господа и апостола Петра.”
Святой Киприан Карфагенский сказал: “Вне Римской церкви нет христианства”.
Далее: святой Папа Лев Четвертый Великий (изгнавший с помощью явившихся на землю апостолов от стен Рима войско Аттилы) развил догматический подход к организации церкви. В частности, Святой Лев говорит (следующие ниже слова есть закон церкви, соблюдаемый поныне):
“Апостол Петр есть основание всей церкви. Полнота благодати и власти через Петра изливается на других апостолов. Петр есть примас, глава всех епископов, на нем лежит забота о всех овцах Церкви, он есть пастырь по преимуществу.”
“Другие пастыри церкви не являются делегатами апостола Петра, так как получили духовную власть от самого Бога. Однако все дары и преимущества священства даны в полной мере и прежде всего апостолу Петру и сообщаются другим пастырями при непременном его участии и посредстве. Поэтому церковью управляет сам Христос и как посредник - апостол Петр.”
“(...)”
“Общение римских епископов с апостолом Петром воспроизводит общение апостола Петра с Христом. Римская кафедра в лице Нового Папы принимает Петра на его кафедре. Несмотря на личные недостатки Папы, нравственное достоинство не оскудевает в преемниках апостола - сам Петр, как наиболее приближенный к Богу Единому (Святой Троице), говорит устами своих преемников.”

Практические выводы для церкви:

— Всякий удаляющий себя от общения с Римской церковью ставит себя вне мистического тела Христова и вне церкви.
— Всякий неповинующийся апостольскому католическому Римскому престолу отказывается от подчинения самому апостолу Петру.
— Всякий отвергающий власть и первенство апостола Петра не уменьшает при этом его достоинства, но обуянный духом гордыни, низвергает самого себя в преисподнюю.
Таким образом, святой Лев Великий первым разработал систематическое учение о примате Римского Папы и при нем же восточная церковь на Четвертом вселенском соборе (451 год) впервые заявила о своем несогласии с идеей примата. Следовательно, разделение церквей на Западную и Восточную следует считать именно с этого года, а именно - с пятого века.

Римская церковь во времена Каролингов

Известно, что король франков Хлодвиг, объединивший Галлию, был обязан своими успехами и своей политической мудрости, и храбрости, а более всего - христианству, из-за поддержки апостольского престола. Франки, в отличие от других германских племен (вандалы, готы) были не арианами, а язычниками, почитая Вотана- Одина, Доннара-Тора и других богов германо-скандинавского пантеона. Хлодвиг женился на племяннице бургундского короля - правоверной католичке. Сначала жена Клотильда пыталась обратить Хлодвига в христианство, но только после заведомо проигрышной битвы, когда Хлодвиг от отчаяния воззвал к Богу Единому и обещал покреститься (битву Хлодвиг выиграл), он принял решение принять христианство.
В 498 году Святой Ремигий крестил Хлодвига в Реймсе, а также с ним три тысячи его воинов и его сестру. Хлодвиг был первым германским королем, принявшим католичество и начавшим войну против готов-ариан. Проведенное Хлодвигом объединение земель Галлии состоялось потому, что народ получил единую идею - христианство. Таким образом, впервые со времен Рима Европа получила общее моральное объединение (заметим, что в те времена каждый человек был глубоко и искренне верующим).
В течении следующих трех веков (511-814 год) произошли события, изменившие облик мира. Завершились они событием величайшего значения: Папа Лев Третий в 800 году фактически восстановил Римскую Империю, павшую под ударами варваров, короновав владыку франков Карла императорской короной (впервые за историю варварской Европы!). Карл вступил во владычество территориями Франции, Германии, Италии, Северной Африки и части Испании под именем императора Священной Римской Империи Германской Нации Карла Первого.
В принципе, Империя Карла была самым крупным государством на территории Европы за всю историю.
В 590 году на апостольский престол восходит величайший Папа Григорий. Особенно важен понтификат Григория потому, что он полностью закрывает античность и открывает эпоху Средневековья. Григорий полностью поддерживал идею Империи, способствовал обращению лангобардов в христианство, учил королей всерьез относится к христианству и сотрудничать с церковью, подготавливая Запад к средневековому укладу.
Он открыл свое управление большим очистительным обрядом, чтобы отвратить свирепствующую чуму (эпидемия прошла). Выкупал у лангобардов пленных римлян, вел переговоры о выкупе, чтобы предотвратить нападение на Рим. Средствами престола и церкви он кормил огромную массу людей, в основном беженцев, обнищавших от варварских грабежей. Уже в то время римский престол располагал огромными богатствами, дававшими возможность вести широчайшую благотворительную деятельность. Фактически, Папа Григорий на средства Престола кормил весь Рим бесплатно.
Впервые вместо императорского Рима поднялся Рим святого Петра. Папа называл себя униженно “Раб рабов божьих”, в то время как патриарх Константинополя (не тративший деньги на бедных, а усердно собирающий золото в свою казну) без позволения Собора присвоил себе титул Вселенского Патриарха. Заметим, что Папа Римский в то время был не подчинен императору Византии (595 год) и не мог подчиняться приказам светского государя. Папа был главным и единственным по значению церковным правителем на всем протяжении бывший Римской Империи, уважение он получил за широчайшую благотворительность, немыслимую в наши времена, и искреннее почитание Истинной Веры.
Григорий добился полного крушения арианской ереси - религии большинства германцев (фальшивого христианства), визиготы, лангобарды и некоторые другие варварские племена стали католиками. Во времена Григория Первого святой Патрик, известный своими чудесами, обратил в христианство Ирландию и часть Англии. Григорий советовал проявлять мягкость и терпимость к варварам - “Не должно навязывать христианство насильно и резко”. Святой Григорий - 63-ий Папа Римский после апостола Петра - стал наиболее выдающимся деятелем церкви после святых апостолов и самого Господа Бога, воплотившегося в Сыне.
В те же времена были сформулированы основные догматы Истинной Церкви - апостольской, вселенской, католической. Богослужение велось на латинском языке, лишь некоторые священные тексты были переведены на иные наречия (Библия Ульфилы на готско-вандальском). Литургии в Константинопольско-Византийской Империи велись на греческом.
Ниже будут представлены уставы и основные положения монастырской жизни и учение святого Бенедикта Нурсийского.

Святой преподобный Бенедикт Нурсийский и его устав

“Отцом западного монашества” апостольская римская церковь считает преподобного Бенедикта Нурсийского (480-512 год, память - 14 марта старого стиля), начавшего деятельность в первой половине 6 века вблизи итальянского города Сполето. Бенедикт происходил из патрицианского рода и получил блестящее литературно-риторическое образование.
Посвятив жизнь Господу, Бенедикт Нурсийский провел три года отшельником в неприступной пещере, обрел широкую славу и вокруг него начали собираться многочисленные отшельники. Он разбил людей на двенадцать групп по 12 человек и начал разрабатывать принципы монашеского общежития. Кроме молитв и сельскохозяйственного труда монахи (в большинстве своем очень образованные люди) занимались обучением детей.
Затем Бенедикт Нурсийский с несколькими учениками основал монастырь в Монте-Касино (между Римом и Неаполем), где и написал свой устав, ставший основой монашества - от бенедиктинского ордена до военно-рыцарских орденов и ордена Иисуса (иезуитов).
Бенедикт Нурсийский представлял монашеское братство как военный отряд: “Должны мы утвердить отряд божественной службы”. Устав ордена воспринимается как закон военной дисциплины, непреложный и нерушимый. Монах, ведущий одинокую борьбу с плотью и дьяволом, должен быть “хорошо снаряжен к бою”, а приобрести необходимый опыт и твердость в вере он может лишь в братском общении, которое является по мысли преподобного Бенедикта главной формой аскетического служения.
Устав, созданный Бенедиктом Нурсийским, ограничивается изложением лишь самых необходимых принципов монашеской жизни. Достижение духовного совершенства предоставляется личным усилиям монаха, которому способствуют для этой цели наставления Святых Отцов, каждая строка Священного Писания и монастырские уставы, написанные ранее (святой Василий или святой Кассиан). Абсолютное послушание аббату, бедность и молчание входят в число основных условий монашеской жизни по уставу Бенедикта.

Для Игроков:

В монастыре обязан быть аббат (назначаемый епископом “директор” монастыря), приор (“завхоз”, назначаемый аббатом), и святые братья (числом “не меньше пяти” по уставу), исполняющие различные функции, как то: попечители странноприимного дома, лекари, писцы, братья, отвечающие за церковный хор. Остальные являются помощниками тех или иных монахов, способствующих процветанию и славе обители.
Особое значение имеет “лестница смирения”, состоящая из 12 ступеней, на вершине которой монах-бенедиктинец достигает “совершенной любви, которая изгоняет страх” и тогда монах выполняет уже из любви к Богу и привычки то, что раньше делал “не без ужаса” и чувства долга.
Устав святого Бенедикта отличается разумностью и умеренностью требований, и достижимостью поставленных целей.
Бенедикт Нурсийский пытается превратить монастырь в замкнутую хозяйственную единицу с мельницами, огородами, пашнями и хозяйственными пристройками. Монахи спят в общей спальне и в одежде, чтобы быть готовыми в любую минуту подняться по первому зову аббата. Семикратное моление, тяжелый физический труд и чтение составляют день монаха. Книги выдаются из библиотеки по специальному кодексу, причем старший из монахов следит, чтобы монах не подменял назначенное ему чтение другим.
Аббат, возглавляющий монастырь, избирался пожизненно. Избрание подтверждалось епископом, а сам аббат подчинялся только уставу, распоряжаясь хозяйственной и духовной жизнью монастыря и являлся единственным представителем монастыря в миру. По разрешению аббата монахи общались с родственниками и посетителями монастыря.
Ирландец Святой Колумбан основал в Бургундии и Северной Италии ряд монастырей, отличавшихся особой строгостью, аскетической жизнью и высоким уровнем образованности.
Приняв устав святого Бенедикта, ирландские монахи способствовали его распространению по всей Европе. К началу IX века устав святого Бенедикта утверждается в Империи франков, близок к победе в Испании и Англии, проникает даже в Палестину.

Ереси (краткое руководство для желающих обрести неприятности)

Исходная католическая догма.

В лице Христа (в Логосе) самым тесным образом соединены две природы – божественная и человеческая, объединенные без слияния и разделения.

Несторианское направление.

Появилось в начале V века. Согласно мнению Константинопольского патриарха Нестория, в Христе наличествуют два природных начала – человеческое и божественное, которые присутствуют в нем раздельно, обособленно друг от друга. Отрицает божественную суть материнства Марии.

Монофизитство.

Утверждается, что природа Христа одна – божественная, и таким образом человеческая природа Христа оказалась поглощенной божественной и слилась с ней. В то время, как несторианство, подобно арианству, подчеркивало человеческую суть Христа, монофизитство отрицало возможность трансформации Христа-Логоса в человеке, а следовательно, отрицало и Спасение.

Монофилитство.

Предполагается, что Христос имеет две природы, но одну волю – богочеловеческую волю и энергию.

Манихейство.

Согласно этому учению, мир состоит из двух известных противостоящих друг другу начал – Света и Тьмы (Материи), Добра и Зла. Зло/Материя вторгается в царство Света и частично захватывает его. Благой отец – Владыка Света – создает первого человека, который вступает в борьбу с сынами Мрака, терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения Благой Отец порождает “Духа Живого”, и тот, победив сыновей Мрака, создает Космос для очищения поглощенного ими Света.
Человек в манихействе – порождение Тьмы, Дьявола, заключившего душу (искру Света) в оковы плоти. Для спасения человеческой души Благой Отец послал своего сына Иисуса, обладавшего лишь видимостью человека и даровавшего спасение посредством “Знания–Гносиса”, которым и является учение манихейства. Евангельский Спаситель был лже-Христом, вторгшимся в тело подлинного Христа, который не воплощался и не сочетал в себе божественную и человеческую сущности. После Христа был послан основатель этого религиозного течения – Мани (216-274 года), который именовал себя “Параклетом-Утешителем”, главным из посланцев Света.
Кто захочет отыграть еретиков на территории Империи франков или в Англии – милости просим. Инквизицию, кстати, еще не придумали! Сможете безнаказанно (ну, или не совсем безнаказанно…) вести диспуты с католиками.


Блок: Сопутствующие материалы

Вверх

Краткий список возможных имён.

Мужские

Андре, Антуан, Анри, Ангерран, Аршамбо, Ален, Алекс, Альбер, Альфон, Анатоль, Арно, Артюр, Алио, Арман
Бернар, Бенуа, Бодюэн, Бриан, Базиль, Батист, Бартоломье, Бастьен, Бенжамен, Беранже, Бертран, Бушар, Бако
Ги, Гастон, Гарнье, Готье, Гийом, Гаспар, Габриэль
Виллен, Виктор, Валанс, Виржиль
Дрэ, Дидье, Доминик, Дагобер, Дьедоне, Дориан, Дени
Жан, Жак, Жиль, Жоффруа, Жозеф, Жорж, Жерар, Жерве, Жюль, Жильбер, Жермон, Журдан, Жасен, Жеребер, Жереми, Жермен, Жером, Жюст, Жоэль, Жюйе, Жослен, Жизмон
Ив, Исидор
Клод, Кларембо, Кристоф, Кретьен, Констан
Луи, Лоран, Ламбер, Люк, Люсьен, Любен, Леон
Матье, Морис, Мишель, Марсель, Мануэль, Макер, Марьюс, Мартен, Марсиаль
Николя, Натан, Норбер, Ноэль
Ожье, Оливье, Огюст, Оноре, Обен, Оме, Орас, Орель
Пьер, Поль, Паскаль, Патрик
Раймон, Рауль, Рено, Рене, Ришар, Робер, Роже, Роллан
Симон, Серж, Сезар, Себастьен, Савиньен, Сильвестр
Тьебо, Тьерри, Теодор, Тристан, Тома, Тьер, Тимоте
Филипп, Франсуа, Фабиан, Фернан, Фредерик
Шарль
Этьен, Эсташ, Эрве, Эд, Эврар, Эмери, Эмиль, Эли, Эркюль
Юг, Юбер

Женские

Анн, Адель, Антуанетта, Анриетта, Агнесса, Арлета, Беатрис, Беранжера, Гелева, Габриэла, Жоржетт, Жанетта, Жудита, Жюли, Жаклин, Жанет, Исидора, Клотильда, Луиза, Люсьена, Матильда, Мари, Марго, Марсела, Ортанс (Гортензия), Полин, Патрис, Розет, Рашель, Фабиана, Элен, Элиза, Эгита, Эдит.

Во всех мужских именах ударение ставится на последний слог. В женских именах, при французском произношении, возможна потеря последней гласной буквы с ударением, опять же на последний слог. Так, имя Арлета, по французски звучит, как “Арлет”.


Диктат Папы (основы католицизма)

Только Римская церковь была основана самим Господом.
Только Римский Папа вправе называться Вселенским.
Одному Папе принадлежит право назначения и смещения епископов.
Легат Папы на соборе по своему положению стоит выше любого епископа, даже если он имеет более низкое звание; ему также принадлежит право перевода епископов.
Папа может выносить решения о смещении и отсутствующих лиц.
С отлученными от церкви Папой лицами запрещено даже находится в одном доме.
Одному Папе можно в соответствии с потребностями времени издавать новые законы, образовывать новые епископства, капитулы преобразовывать в аббатства и наоборот, делить богатые епископства и объединять бедные.
Один папа может носить императорские регалии.
Все князья должны целовать ногу только у Папы.
Только имя Папы упоминают в церквах.
Во всем мире лишь он удостоен имени Папы.
Папа вправе низлагать императоров.
Папа вправе, если существует необходимость, переводить епископов с одной кафедры на другую.
По своему усмотрению Папа может переместить клирика из одной церкви в другую.
Тот, кого Папа посвятил в сан, может быть главой любой церкви. На него не может быть возложено выполнение более низкой должности. Того, кого Папа посвятил в сан, другой епископ не вправе рукоположить в более высокий сан.
Без распоряжения Папы нельзя созывать Вселенский собор.
Не опираясь на авторитет Папы, никакой капитул и никакая книга не могут считаться каноническими.
Никто не вправе изменить решения Папы, пока он сам не внесет в него соответствующие изменения.
Никто не справе судить Папу.
Никто не вправе судить лицо, обратившееся с апелляцией к Апостольскому Престолу.
Наиболее важные дела каждой церкви следует представлять на рассмотрение Папы.
Римская церковь еще никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.
Римский Папа, если он избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Святого Петра, несомненно станет святым, как это подтвердил епископ Павии святой Эннодий и с ним в этом были согласны многие святые отцы; это можно найти в декретах святого Симмаха.
По приказу и в соответствии с полномочиями Папы, обвинения могут быть выдвинуты духовными лицами и более низкого сана.
Папа может смещать или возвращать епископа на его должность без созыва собора.
Нельзя считать католиком того, у кого нет единства в Римской церковью.
Папа может освободить от присяги верности лицу, совершившему грех.
Диктат Папы изложен в программе понтификата Григория VII (Гильдебранда).

Некоторые христианские молитвы, (Римско-католическая церковь) знание которых является обязательным (Рекомендации для исполнителей ролей священнослужителей)

Слава в вышних Богу (Gloria)

Слава в вышних Богу и на земле мир, людям благоволение.
Хвалим Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой небесной славы Твоей.
Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.
Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе, Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, Взявший грехи мира, помилуй нас; Взявший грехи мира, прими молитву нашу.
Сидящий одесную Отца, помилуй нас.
Ибо ты один Свят, ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисусе Христе, со Святым Духом во славе Бога Отца. Амен.
Gloria in excelsis Deo et in terra pax hominibus bonae voluntatis.
Laudamus te, benedicimus te, adoramus te, glorificamus te, gratias agimus tibi propert magnam gloriam tuam, Domine Deus Rex caelestis, Deus Pater omnipotens.
Domine Fili unigenite, Jesu Christe, Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris, qui tollis peccata mundi, miserere nobis; qoi tollis peccata mundi, suscire deprecationem nostram.
Qui sedes ad dexteram Patris, miserere nobis.
Quoniam tu solus Altissimus, Jesu Christe, cum Sancto Spiritu: in gloria Dei Patris. Amen.

Помилуй меня (Asperges me)

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как было изначала и ныне, и присно, и во веки веков. Амен.
Asperges me, Domine, hyssopo, et mundabor; lavabis me, et super nivem daelbabor.
Miserere mei, Deus, secundam magnam misericordiam tuam.
Gloria Patri. Et Filio, et Spiritui Sancto; sicut erat in principio, et nunc, et semper, ef in seacula saeculorum. Amen.

Исповедание Веры (католическое) (Gredo)

Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, и от Отца Рожденного прежде всех веков.
Бога от Бога, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного.
Рожденного, Несотворенного, Единосущного с Отцом, через Которого все сотворено.
Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес.
И воплотился от Духа Святого, и Марии Девы, и стал человеком. Был распят за нас при Понтии Пилате; пострадал и был погребен; и воскрес в третий день по Писаниям, и восшел на небеса и сидит одесную Отца.
И вновь придет со славою судить живых и мертвых, и Его Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа и Животворящего, От Отца и Сына Исходящего.
Ему вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава, Он же вещал через Пророков.
Верую в Единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов, ожидаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Амен.
Gredo in unum Deum Patrem omnipotentem, factorem coeli et terrae, visibilium omnium et invisibilium.
Et in unum Dominum Jesum Christum, Filium Dei inigenitum, et ex Patre natum ante omnia saecula.
Deum de Deo, lumen de lumine, Deum verum de Deo vero, genitum, non factum, consubstantialem Patri: per quem omnia facta sunt.
Qui propter nos homines et propter nostram salutem descendit de caelis.
Et incarnatitus est de Spiritu Sancto ex Maria Virgine, et homo factusest.
Grucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato; passus et sepultus est, et resurrexit tertia die, secundum Scripturas, et ascendit in caelum, sedet ad dexteram Patris.
Et iterum venturus est cum gloria judicare vivos et mortios, cujus regni non erit finis.
Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem: qui ex Patre Filioque procedit.
Qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglrificatur: qui locutus est per prophetas.
Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam Confiteor unum baptisma in remissionem peccatorum.
Et experto resurrectionem mortuorum, et vitam venturi saeculi. Amen.

Отче Наш (Pater Noster)

Отце наш, Сущий на небесах, да святится Имя Твое; да приидет царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Амен
Pater noster, qui es in caelis; sanctificetur nomen tuum; adveniat reginum tuum; fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis nodie; et dimitte nobis debita nostra, sicut et nos dimittimus debitoribus nostris;
et ne nos inducas in tentationem; sed libera nos a malo. Amen

Агнец Божий (Agnus Dei)

Агнец Божий, Взявший грехи мира, помилуй нас,
Агнец Божий, Взявший грехи мира, помилуй нас,
Агнец Божий, Взявший грехи мира, даруй нам мир.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi: miserere nobis.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi: miserere nobis.
Agnus Dei, qui tollis peccata mundi: dona nobis pacem.

Святые Дары

Боже, в таинстве дивном оставивший память Твоих нам страданий, даруй, просим, так почитать нам Тела и Крови Твоей священные тайны, да плоды Твоего искупления постоянно в себе ощущаем. Ты, живущий и царствующий во веки веков. Амен.
Deus, qui nobis sub Sacramento mirabili passionis tuae memoriam reiquistri tribue, quaesumus, ita nos corporis et sanguninis tui sacra mysteria venerari, ut redemptionis tuae fructum in nobis jugiter sentiamus. Qui vivas et regnas in saecula saeculorum.

Молитва Богородице (Salve Regina)

Радуйся, Царица, Мать Милосердия, жизнь, сладость и надежда наша, радуйся.
К Тебе взываем, изгнанные сыновья Евы, к Тебе воздыхаем, стеная и плача, в этой долине слез.
О Заступница наша, обрати к нам свои милосердные очи и после этого изгнания покажи нам Иисуса, благословенный плод чрева твоего.
О милостивая и благая, о сладчайшая дева Мария.
Salve Regina, mater misericordiae, vita, duicedo et spes nostra, salve.
Ad te clamamus exules filii Hevae. Ad te suspiramus gementes et flentes in hac lacrimarum valle.
Eja ergo, advocata nostra, illos tuos misericordes oculos ad nos converte.
Et Jesum, benedictum fructum ventris tui, nobis post hoc exsilium ostende.
O clemens, o pia, o dulcis Virgo Maria.

Андрей Мартьянов (Гунтер фон Райхерт, главный мастер игры “Волки Одина”)


Блок: Боевка

Вверх

БОЕВЫЕ ПРАВИЛА

Поражаемая зона полная (исключая кисти рук, ступни ног и шею с головой). В пах удары не считаются только при условии, что попали непосредственно по ... (короче, всем ясно).
На всех (без исключения, в том числе и на “исторических”) игроках 1 (один) хит.
Засчитываются только удары в поражаемую зону. Слабые удары и скользящие касания можно не засчитывать.
Хит снимается только с корпуса.
Поражение конечностей обязательно отыгрывается.
“Кулуарного убийства” (перерезания горла) на игре нет.

НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Прежде чем перечислить допускаемые виды вооружения, мы считаем своим долгом напомнить, что главным критерием для допуска оружия на игру является его соответствие историческому периоду. Иллюстрации к данным правилам содержат изображения подавляющего большинства видов оружия XI века.
Меч - полная длина не более 110 см.
Кинжал, нож.
Топор (внешний вид и размеры - в иллюстрациях).
Копьё - не длиннее 2 м.
Должно выглядеть как копьё, а не как банник для прочистки пушки.
Лук. Стрелы обязательно оперенные.
Арбалет (внешний вид - в иллюстрациях)
Надо сказать, что арбалет только начал завоевывать популярность в войсках Европы. Мощность его оставляла желать лучшего и он ещё считался экзотическим оружием.
Палица.
Просим учесть, что будут пропущены лишь эстетичные и, одновременно, абсолютно безопасные экземпляры. Просьба изготовлением этого оружия не увлекаться.
Все оружие снимает один хит.
Ещё раз напоминаем об исторических требованиях к оружию:
Уважаемые игроки, если вы не уверены в какой-либо единице вашего оружия (пропустят?/не пропустят?) лучше не привозите его на игру. Будет меньше проблем и вам и мастерам.
В отдельных случаях возможно изъятие у владельцев на время проведения игры наиболее опасных и неисторичных экземпляров игрового вооружения.

ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Шлем - 1 хит на корпус (самым "модным" шлемом XI века был сфероконический)
Кольчуга - 2 хита на корпус (могли носить только богатые дворяне)
Лёгкий доспех (кожа, металлические пластины) - 1 хит на корпус.
Доспехи иных типов (целиком набранные из пластин, кожаный доспех, целиком обшитый металлическими пластинами и т.д.) могут быть приравнены к кольчугам после мастерской проверки.
Доспех, сделанный из металла, являющегося достойной защитой лишь от комаров, а также доспех, напоминающий свалку металлолома и т.п. лучше сразу оставить дома.
Все доспехи, а также наручи и поножи защищают от ножей и кинжалов.
Наручи и поножи защищают также и от стрел.

ВНИМАНИЕ!
Конечность выходит из строя при одном ударе в неё. (Ранение обязательно отыгрывается). Однако наличие наруча, поножи и рукава кольчуги (доспеха) дает следующее преимущество:
При ударе в незащищённую руку, эта последняя считается сломанной (примем термин “условный перелом”)
При ударе в наруч или кольчужный рукав, рука считается раненой.
(Разница между раной и более тяжёлым ранением, “условным переломом”, см. главу “Ранения и их излечения”).
Наручи и поножи считаются таковыми и допускаются, если они выполнены из толстой кожи, либо из металлических полос (цельноковнных ещё не было). Ремень, охватывающий накрест голень (по тогдашней моде) может быть засчитан за поножь при толщине кожи не менее 2-3 мм.
Щит допускается трёх форм: круглой, овальной и в форме перевёрнутой капли.
Максимальный наибольший размер щита - не более 1 метра, для каплевидного щита - не более 120 см.


Блок: Фортификация

Вверх

ФОРТИФИКАЦИЯ И ШТУРМЫ

Принимая во внимание специфику игры (необходимость в строительстве большого количества замков), а также малое количество строительного материала на полигоне, мастерская группа объявляет:
Замком может считаться поселение, имеющее, как минимум, изготовленные ворота и обнесённое по периметру верёвкой (магнитной лентой, и т.п.) в три ряда:
на уровне колен, пояса и среднего роста.
Рвов вокруг стен нет. Противотанковых ежей в проходах - тоже.
Консервы, найденные в непосредственной близости от костра можно смело считать трофеем.


Блок: Штурмы, Осады

Вверх

Штурм производится через ворота.
Для отслеживания пролома ворот (считать удары тарана) необходим координатор из мастерской группы. Таковых наблюдателей - координаторов на полигоне будет несколько (На худой конец, сгодится и Макар).
Палатка - неигровая зона. Хранить в них (днём) игровые вещи, прятаться во время штурма и осады запрещено.

Таран несут не менее 4 человек.

Снаружи в крепость можно стрелять. Изнутри, естественно, - тоже.

Осажденные могут поливать осаждающих “кипятком” - водой, температура которой заметно отличается от взятой из реки (настоящий кипяток делать не стоит), то есть её надо подогреть. Лить кипяток разрешается емкостями, объёмом не менее 1 литра (не бутылки). Данные емкости желательно подготовить заранее - они должны быть предъявлены перед игрой (ибо, в общем - то, тоже являются оружием).


Блок: Пожары, поджоги

Вверх

Взятый замок (город) можно сжечь. Об этом нужно заявить координатору и развесить на стенах красные тряпки (не менее 4-х). Потушить сей пожар можно в течении 5-ти минут путём срыва данных тряпок.


Блок: Плен

Вверх

ПЛЕНЕНИЕ

Игрока можно связать - на запястья повязывается веревка длиной не менее 50 см. Быть связанным можно не более 30 минут, по истечении их игрок считается легкораненым (не может бегать и сражаться в течении 15 минут после освобождения), спустя 15 минут - тяжелораненым, если его и после этого не развязали, то еще через 15 минут игрок мертв.

При обыске пленный обязан отдать игровые вещи и деньги. У мертвых, тяжело раненых и пленных отнимается оружие (мечи и топоры), которое должно быть продано купцам (желательно, с указанием владельца). При отсутствии купцов, трофейное оружие продается координаторам.
Купец, купивший оружие, обязан приложить усилия, чтобы оно попало в команду владельца оного


Блок: Медицина, лекари

Вверх

БОЛЕЗНИ И ЛЕЧЕНИЕ

По воле координаторов (кара за нарушение элементарных правил и обычаев), а иногда и по собственному желанию (pourqoi pas?), игрок может заболеть. При этом координатор описывает симптомы, на которые можно пожаловаться лекарю. Лекарь, в свою очередь, будет лечить больного по мере сил. Лечение может быть основано на травничестве, обрядах и молитвах.


Блок: Ранения

Вверх

РАНЕНИЯ И ИХ ИЗЛЕЧЕНИЕ

Персонаж, потерявший больше хитов, чем имел - убит.
Если потеряны все хиты, сколько было (ноль хитов) - персонаж тяжело ранен и в течении 15 минут может быть подвержен лечению. Тяжело раненый может просить помощи, ползать, молиться и т.п. Если помощь не оказана, персонаж красиво умирает.

ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА
Если Вас убили (или вы умерли от ран и т.п.), не спешите в страну мертвых. Останьтесь на месте смерти в течении положенных правилами 10 минут (а, может быть, и дольше, если готовятся Ваши красивые похороны). Небеса подождут!
Если помощь оказана, персонаж считается спасенным от смерти, но лишь через час он может передвигаться, и только ещё через один час становится полностью дееспособным.
Тяжело раненого (0 хитов) может лечить только “профессиональный” лекарь.
Раны в конечности
Ранение требует перевязки (близкой к реальной).
“Условный перелом” требует наложения лубка (шины).
Рану можно перевязать самому.
“Условный перелом” требует для лечения посторонней помощи.
Раненая конечность после перевязки лечится (то есть не действует) в течении 1 часа.
“Условно сломанная” конечность после наложения лубка лечится 1,5 часа.
Раненую или сломанную конечность можно лечить в течении 30 минут после поражения. Если помощь не оказана, то по истечении этого срока персонаж становится тяжелораненым и ещё через 15 минут (если помощь всё ещё не оказана) умирает.
Три удара в конечности (три удара в одну и ту же конечность, два удара в одну - один в другую) делают бойца ещё и тяжело раненым (0 хитов + все полученные ранения в конечности).

“Кипяток”, которым Вас могут облить во время осады:
попадание на корпус - тяжёлое ранение (ожог)
облитая конечность - рана (ожог)
Ожоги требуют перевязки.
Камень из метательной машины (моделируется полиэтиленовым пакетом, набитым травой):
попадание в корпус - убит наповал
попадание в конечность - “условный перелом”
попадание в щит - рана руки, державшую оный.
Примечание: собственный хит игрок теряет последним. То есть, если на игроке надет из защитного вооружения один шлем (2 хита), с него уже сняли 1 хит, и шлем свалился с головы, то на игроке остается его собственный хит. (первый хит сняли со шлема).


Блок: Страна мертвых

Вверх

ВОЗРОЖДЕНИЕ

После гибели и некоего срока на “том свете”, игрок выходит новым персонажем.
Хочется обратить внимание на такую тенденцию:
Погибнув и отсидев свой срок, игрок часто стремится выйти в такой роли, чтобы непременно заняться местью за своего погибшего персонажа. Такое поведение игроков очень напоминает пожизненные обиды и разборки, а посему хотелось бы, чтобы всякий “новый” персонаж был действительно новой личностью, а не маньяком, отягощенным старыми обидами.
При выходе из Страны Мёртвых можно поменять профессию, команду и т.д.
Жалобы на скуку, непосильный труд и пр. В Стране Мёртвых не принимаются: раз туда попал, значит сам этого добивался.


Блок: Экономика

Вверх

ЭКОНОМИКА

Традиция с выдачей и выпасанием консервов, заведённая тремя предыдущими играми, отменяется.
Обязательной экономики на сей раз не будет.
Тот, кто пожелает заниматься экономикой, может это делать. Весьма рекомендуем капитану каждой более - менее крупной команды иметь в числе персонажей купца.
Игровые сутки считаются годом.
Каждая осень приносит дворянам - властителям земель определенные доходы от налогов. Раздачей доходов займутся координаторы. Сбором налогов с отыгрываемых вассалов может заняться, по желанию, сам сеньор.

ВНИМАНИЕ
Доход будут иметь лишь те дворяне, поместье которых смоделировано.
Тот, кто приедет на игру один и заявится дворянином (без отыгрываемых кем - то подданных), для получения дохода должен смоделировать своё поместье, хотя бы символически (кострище, два бревна - сидения, хлипкая калитка и верёвки в три ряда по небольшому периметру). Пребывание владельца в поместье может повлечь увеличение доходов, отсутствие - уменьшение.
На игре можно продать и купить всё, что не жалко - от печенюшки до Родины.


2.0.0.1